Создано Nordance
Апр
01
2009

Барокко

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

бароккоСтиль Барокко имеет значительный возраст. Начало этого стиля относится к шестнадцатому веку. Европейские мастера в это время стали осваивать новый стиль убранства апартаментов. В это время в европейские языки попало слово из жаргона португальских ювелиров: «барокк» обозначало жемчужину неправильной формы. После основания этого стиля мастера по созданию интерьеров время от времени возвращаются к гнутым мебельным ножкам, позолоченной лепнине и плотных тканях с бахромой. Вечная молодость этого стиля объясняется просто: во все времена спросом пользовались элементы, подчеркивающие изобилие и роскошь. Барокко – дворцовый стиль, но кому не хотелось хоть раз почувствовать себя обладателем дворца, пусть и маленького?

Вернемся во времени в эпоху, предшествующую появлению стиля барокко. Взгляды на жизнь в эпоху Возрождения можно охарактеризовать простотой и ясностью. Эти качества были отражены в стиле архитектуры жилищ и их декора и преобразовались в прямые, симметричные линии и светлые чистые краски. Общественное сознание семнадцатого века стало проявляться в архитектуре и декоре несколько иначе: это были криволинейные формы, завитки и оттенки насыщенных, густых цветов: цвет красного вина, изумруда, сапфира, золотой цвет. Фасады зданий стали похожи на изысканные торты. В парках устраивались каскады фонтанов и фейерверков. Соответственно в интерьерах преобладали зеркала, паркет и парчовые каскады. В это время создается имидж этого стиля. Основные его черты – «купание в неге», наибольший комфорт – как физический, так и духовный. Барокко более всего близок к гедонистам, которые ценили тонкие чувственные наслаждения, они старались не допускать обыденности, а делать все торжественным и необычным: торжественные мысли, необычные чувства, необычная среда обитания.

АРХИТЕКТУРА
В архитектуре городских дворцов и загородных резиденций появляются выпуклые и вогнутые фасады, украшенные витыми колоннами, пилястрами и лепниной. Скульптурный декор присутствовал иногда в таких количествах, что за ними терялись конструкции здания. Геральдические гербы, амуры и виноградные лозы насыщали не только фасады, но и элементы декора интерьеров.

В этот период стал популярен П-образный тип дворца. Он состоял из центральной постройки, а также из двух боковых выступов, которые назывались ризалитами. Такое здание хорошо сочетается с парком, который разбивали позади дворца, а также почетным двором перед фасадом дворца. Двор обычно ограждали бронзовыми решетками, покрытыми позолотой. Если ранее через рвы были переброшены железные мосты, то в период барокко появилась мода на каменные мосты, которые украшают статуями и огромными вазами для цветов. Следует также вспомнить о нововведении архитектора Мансара, который придал центральному помещению функциональный характер. Теперь кровли зданий стали украшать мансардами, и они стали гораздо более живописными.

В зданиях стиля барокко вестибюль должна украшать парадная мраморная лестница, над ней находится плафон потолка, который раскрашивается яркими красками. Чаще всего напротив лестницы устраивался специальный балкон для оркестра, который исполнял в честь гостей соответствующую музыку. Во дворцах стиля барокко парадные залы обычно устраивались на втором этаже. Между помещениями находятся узкие галереи, которые украшаются коллекциями произведений искусства – картинами, скульптурами, изысканными вазами на вычурных подставках. Окна этих галерей обычно выходят в парк.

Одна из характерных черт барокко – пространственный иллюзии, которые сопровождают интерьеры этого стиля. Компоненты, традиционные для барочных интерьеров – зеркала, потолки, стены, экраны – расписаны изображениями, основанные на картинах жизни небожителей. На стенах висят гобелены, несущие изображения пейзажей, такие гобелены можно увидеть и в современных богатых домах. Торжественный пафос интерьера усиливается при помощи обилия тяжелых тканей, ковров, богатых сверкающих люстр, позолоченной лепнины, в которой преобладает тематика изображений листьев и плодов, картуши и маскароны. Криволинейные, округлые контуры придают декору динамику и живописность.


МЕБЕЛЬ

Роскошь и великолепие интерьера стиля барокко усиливает соответствующим образом оформленная мебель, которая, начиная с семнадцатого века, становится все более и более разнообразной. Элементы декора этого стиля внушительны по объему, в них часто применяется резьба, металлические накладки из бронзы и благородных металлов, а также мозаика из различных пород дерева (интарсия).Эпоха барокко оставила потомкам такой предмет, как шезлонг (chaislonge – «длинный стул», на котором можно сидеть и лежать, а также так называемые канапе –кушетки на шести или восьми ножках.

Особенно много модификаций придумано для такого элемента интерьера, как кровать. Варианты кроватей с различного вида балдахинами часто украшали султанами из перьев страуса. Ложе опиралось на скульптуры в виде женских торсов, в ногах ложе опиралось на подобие античных ваз. На смену царившим в эпоху Возрождения сундукам (кассоне) в эпоху барокко пришли комоды, книжные шкафы и бюро.

ТКАНИ

Материи в интерьере стиля барокко уделялось особое внимание. Элементы, выполненные из материи, должны были сиять особой роскошью. Так же, как и в средневековье, широко распространены шпалеры – тканые ковры без ворсы, которыми занавешивали стены дома. Во Франции в семнадцатом веке шпалеры стали называть гобеленами по имени братьев, основавших собственное производство этих ковров. Качество гобеленов в эпоху барокко стало таким высоким, что они зачастую конкурировали с живописью. Кроме шпалер, для усиления впечатления роскоши, для отделки интерьера часто использовали глазет (известный нам под названием парчи). При помощи этой материи оформляли стены, окна и двери, мебель. Будуары украшались шторами – плотными полотнами со сложным тканым рисунком. Не только в семнадцатом веке, но и в поздние периоды престижным был бархат – эта ткань считается наиболее характерной для стиля барокко. Особо ценился длинноворсовой генуэзский бархат. В период расцвета барокко в Лионе была выпущена новая атласная ткань с мелким рисунком растительной тематики, такая ткань получила довольно широкое распространение в убранстве барочных интерьеров. Кроме того, к концу семнадцатого века в моду вошла материя с рисунком, которая в Англии называлась japanning, хотя на ней изображались картины не только японской, но и китайской тематики: восточные пейзажи, красочные птицы и цветы. Описанные выше приемы декорирования применяются и сегодня при создании интерьеров в стиле барокко.


ОСВЕЩЕНИЕ

Освещение при помощи свечей придавало интерьерам семнадцатого века неповторимое романтическое звучание, оно передавалось на картинах художников того времени. Именно под свечи были придуманы разнообразные приборы освещения, которые от чисто утилитарного назначения стали самостоятельными элементами декора. Это – канделябры и жирандоли, шандалы и подсвечники. Если подсвечники и шандалы можно было относительно свободно перемещать из одной комнаты в другую, то канделябры и жирандоли закреплялись на полу или стенах. Название «люстра» в переводе с французского обозначает «блеск», - этот тип светильника был введен в употребление во второй половине семнадцатого века и с тех пор стал (и остается, пожалуй, и в наше время) самым эффектным из всех источников света. Хрустальная люстра – обязательная деталь любого интерьера «дворцового» типа.

 

Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством — всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.

А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен — от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. В эпоху барокко естественность — это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства. Для философа Гоббса естественное состояние (англ. state of nature), которое характеризуется анархией и войны всех против всех.

Барокко характеризует идея облагораживания естества на началах разума. Нужду не терпеть, но «благообразно в приятных и учтивых словах предлагать» (Юности честное зерцало, 1717). Согласно философу Спинозе, влечения уже составляют не содержание греха, но «саму сущность человека». Поэтому аппетит оформляется в изысканном столовом этикете (именно в эпоху барокко появляются вилки и салфетки); интерес к противоположному полу — в учтивом флирте, ссоры — в утончённой дуэли.

Для барокко характерна идея спящего Бога — деизм. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм. Закон сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом Бога. Однако, сотворив мир, Бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться — у Него можно только учиться. Поэтому подлинными хранителями Просвещения являются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689), а Карл Линней систематизирует биологию в «Системе природы» (1735). Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества.

Многообразие восприятия повышает уровень сознания — примерно так говорит философ Лейбниц. Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечных живых организмов (1675). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становится путешественники и искатели приключений: капитан Гулливер и барон Мюнхгаузен.

Туризм

Лучшие туры по всему миру по отличным ценам от агентства сети Coral Travel

Двери

Недорогие межкомнатные двери и фурнитура

Туры

Туры в Турцию и другие популярные направления. Индивидуальный подход к каждому клиенту!

Дизайн...

Это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека, как утилитарным, так и эстетическим.

Дизайнер...

Человека, занимающегося художественно-технической деятельностью в рамках какой-либо из отраслей дизайна называют в общем случае дизайнером (в том числе архитектора, иллюстратора, дизайнера плакатной и прочей рекламной графики, веб-дизайнера).

123